Психиатрия для психологов: введение в психиатрию

Длительность семинара: 40 академических часов (2 уикенда по 2 дня)
Семинар рассчитан на практикующих психологов, психотерапевтов, студентов медицинских и психологических факультетов. 

Анонс:
На семинаре рассматриваются основные сферы психической деятельности человека, и их изменения при психических расстройствах. С психодинамических позиций объясняются основные позитивные и негативные психопатологические синдромы, а также особенности течения некоторых психических болезней. Слушатели обучаются диагностировать психические расстройства и определять показания и противопоказания к проведению психокорекционной работы.

Основные темы:
1. Исторический обзор: психиатрия от древности до наших дней; история развития психиатрии в России. Психоанализ и психиатрия – антагонизм и интеграция.
2. Психические расстройства в МКБ-10 (Регистр F). Определение понятия «расстройство». 
3. Основные сферы психической деятельности человека. Границы нормы и патологии.
   3.1 Чувственное познание (ощущение и восприятие) и его патология.
   3.2 Мышление: медицинское, психологическое и философское определение. Основные формы нарушения мышления.
   3.3 Память и внимание. Количественные и качественные расстройства памяти.
   3.4 Интеллект. Предпосылки интеллекта и виды его нарушений.
   3.5 Эмоции. Нормальное выражение эмоций (радость, грусть) и аффективные расстройства (мании, депрессии). 
   3.6 Воля и психомоторная сфера.
   3.7 Влечения, инстинкты – усиление, ослабление, извращение.
   3.8 Сознание – виды выключения и помрачения сознания.
4. Исследование психопатологических симптомов в медицинской и психоаналитической парадигмах.
5. Шизофрения и шизотипические расстройства. Дифференциальная диагностика, прогноз, лечение, психотерапия.
6. Соотнесение диагноза МКБ и структурного уровня OPD (IV ось)

Практическая часть:
• Работа в малых группах (участникам семинара иметь при себе материалы для рисования). 
• Разбор клинических примеров и видеоматериалов, иллюстрирующих патологию основных сфер психической деятельности человека.
• Особенности беседы с пациентом, страдающим психическим расстройством, сбора анамнеза и описания психического статуса.
• Работа с диагностическими критериями (МКБ-10; DSM-IV).
• Консультация сложно диагностируемых случаев из практики участников семинара, и (или) демонстрационная работа с пациентом, с последующим установлением диагноза его расстройства и выработкой тактики психотерапии.
• Балинтовская группа, супервизия, учебные сеансы психотерапии.